тел/факс:email: WashAdvokat@yаndex.ru
Temur_Mamoevich@Davreshan.ru
Член Адвокатской Палаты Саратовской области
Запись в реестре 64/300 | Удостоверение №1183.

   
 
 
 
 

Роль государства в развитии малого предпринимательства в России

В.Г. ОСЛЯКОВ,

аспирант Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина

Статья посвящена анализу эволюции нормативный базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность на федеральном и региональнои уровне.

 

Началу создания малых предприятий в стране послужило принятие Постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г.

№ 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». С 1994—1995 гг. стали разрабатываться специальные государственные программы поддержки малого предпринимательства как инструмент координации усилий государства, включая как федеральный, так и региональный уровни, и частных фирм, общественных организаций в направлении поддержки малого бизнеса.

Главным в правовом регулировании малого бизнеса является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования, что в настоящий момент практически отсутствует. Сегодня малое и среднее предпринимательство регулируется различными отраслями права. Конституция РФ провозглашает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, за исключением экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию[1].

Под предпринимательской деятельностью Гражданский кодекс РФ подразумевает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять дееспособные (достигшие совершеннолетия) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российскиеие и иностранные юридические лица[2].

Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе и осуществление организационной инновации), осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Существуют различные формы предпринимательской деятельности, установленные законодательством Российской Федерации. Одной из них является предпринимательская деятельность граждан. В том случае, если вы решились самостоятельно на свой риск осуществлять деятельность, но при этом не создавать фирму (ОАО, ЗАО, ООО), а представлять свои интересы перед государством в своем лице, вы можете осуществлять деятельность как индивидуальный предприниматель. Со-гласно статье 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

До 1 января 2008 г. Федеральный закон 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» являлся базовым нормативным актом для развития в России малого предпринимательства. Он служил основой при принятии субъектами Российской Федерации региональных нормативных актов по вопросам малого бизнеса, не являясь, однако, достаточной и бесспорной правовой базой для поддержки малого бизнеса по целому ряду причин[3].

Для реализации норм закона органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, и предпринимателям, особенно начинающим, трудно в них разобраться, а тем более руководствоваться ими[4].

Особо следует подчеркнуть, что ряд положений утратившего с 31 декабря 2007 г. Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» противоречили Гражданскому, Бюджетному и Налоговому кодексам РФ. В законе не были установлены виды и формы государственной поддержки малых предприятий, а также правовой механизм оказания им финансовой, имущественной и информационной помощи, поддержки их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества. Не предусмотрен механизм участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.

Более того, в утратившем силу Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» отсутствовали понятия организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, не были предусмотрены меры, сконцентрированные на развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства — начинающих предпринимателей, а также государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства[5].

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившего в силу  с 1 января 2008 г., реестр субъектов малого и среднего предпринимательства является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности, формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения и соответствующие документы о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также приобретение физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей хранятся в государственных реестрах.

Государственный реестр содержит сведения:

а) о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) о документах, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В отличие от государственных реестров реестры субъектов малого и среднего предпринимательства содержат сведения об органе, который предоставляет поддержку, сведения о юридическом или физическом лице, получающем поддержку.

К таким сведениям относятся:

—полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

—фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

—идентификационный номер налогоплательщика.

Остальные сведения непосредственно связаны с возможностью осуществления поддержки:

а) вид, форма и размер предоставленной поддержки;

б) срок оказания поддержки;

в) дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;

г) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Все сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, получающем поддержку, вносятся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не позднее тридцати дней со дня принятия решения об оказании помощи[6].

В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отсутствует понятие «реестр субъ-ектов малого и среднего предпринимательства». Однако в проекте данного Закона (в статье 5) содержалось понятие реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки. Под ним понимается «совокупность данных о предоставлении поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Реестр является открытым и общедоступным государственным информационным ресурсом и информационным ресурсом органов местного самоуправления, содержащим сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым предоставлена поддержка в рамках федеральных программ, программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, а также федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие виды, формы и условия предоставления указанной поддержки».

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. Порядок его ведения утверждается Правительством РФ.

Пункт 4 статьи 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет порядок предоставления сведений из реестров субъектов малого и среднего предпринимательства. Все сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми и общедоступными.

Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств[7].

Действующим законодательством не предусмотрена специальная регистрация в качестве субъекта малого предпринимательства. Статус субъекта малого предпринимательства устанавливается исходя из данных государственной регистрации и данных налогового учета юридического лица и индивидуального предпринимателя при наличии у них соответствующих критериев. Однако для получения соответствующих льгот необходимо получить статус субъекта малого предпринимательства в органе исполнительной власти[8].

Специальная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъекта малого предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных или муниципальных органов не требуется.

Наиболее показательный опыт по разработке закона о поддержке малого предпринимательства сложился в Москве. Например, Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве», принятый в 1995 году, установил основные условия деятельности субъектов малого предпринимательства в границах Москвы и определил направления поддержки, оказываемой им органами власти города Москвы за счет городских средств и ресурсов.

Государственная политика в области поддержки и развития малого предпринимательства в Москве осуществляется в соответствии с городскими программами развития и поддержки предпринимательства. К примеру, за период с 1999 по 2008 год в Москве было принято и реализовано несколько таких программ.

В ходе реализации комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в Москве созданы основные объекты городской и территориальной инфраструктуры поддержки малых предприятий, которые обеспечивают предпринимателей различными видами помощи и услуг[9].

Учитывая опыт работы общегородского центра поддержки малого предпринимательства, в целях дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечения исчерпывающими информационными, консультационными и аналитическими услугами юридических и физических лиц малого предпринимательства в Москве и повышения эффективности управления процессом развития малого предпринимательства на окружном и районном уровнях Правительство Москвы утвердило Постановление от 18 декабря 2001 г. № 1141-ПП «О создании общегородской системы центров развития предпринимательства в г. Москве».

Данным постановлением была утверждена представленная Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы Концепция создания общегородской системы центров развития предпринимательства в Москве, направленная на интеграцию существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории города и развитие ее недостающих элементов с учетом как отечественного, так и международного опыта в этой сфере.

Отдельным Законом г. Москвы от 16 июня 1999 г. «О ремесленной деятельности в городе Москве» регулируются отношения, возникающие при осуществлении ремесленной деятельности в городе как составной части малого предпринимательства, имеющей приоритетное право на получение поддержки со стороны московских органов власти.

Закон направлен на возрождение традиций ремесленной деятельности, являющейся средством удовлетворения потребностей города в производимых ремесленниками товарах, работах и услугах. Целью закона является установление правовых основ организации и деятельности ремесленников на территории города Москвы, защита прав потребителей продукции ремесленников[10].

Законодательный опыт Москвы может быть использован другими субъектами Федерации, так как в большинстве случаев региональное законодательство лишь более или менее полно копирует федеральный закон, крайне редко привнося в него какую-либо местную специфику или конкретизируя его положения, а иногда носит вид чисто формального акта[11].

В 1998 году губернатором Саратовской области было принято Постановление «О реестре субъектов малого предпринимательства Саратовской области, имеющих право на поддержку, оказываемую органами государственной власти Саратовской области», в котором утверждалось Положение о порядке ведения реестра субъектов малого предпринимательства Саратовской области, имеющих право на поддержку, форма заявления о включении в реестр субъектов, свидетельство о включении предприятия в реестр субъектов малого предпринимательства Саратовской области, имеющих право на поддержку, оказываемую органами государственной власти Саратовской области, и форма свидетельства о включении индивидуального предпринимателя в реестр субъектов малого предпринимательства, имеющих право на поддержку, оказываемую органами государственной власти Саратовской области малого предпринимательства Саратовской области.

На основании Устава (Основного закона) Саратовской области и в целях исполнения областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в  Саратовской области на 2005-2007 годы», утвержденной Постановлением Саратовской областной Думы от 15 декабря 2004 г. № 30-1324, Правительство области утвердило порядок расходования средств на реализацию мероприятий по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства.

Средства областного бюджета, предусмот-ренные на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, направляются Министерством экономического развития РФ области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на финансирование следующих мероприятий:

1) содействие развитию кредитной кооперации, взаимного финансирования и страхования малых предприятий, формированию инфраструктуры микрофинансирования, участие в финансировании программ и проектов адресной поддержки малого предпринимательства (содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, переработка сельскохозяйственной продукции);

2) создание и поддержка отраслевых специализированных центров (промышленных, инновационных, строительных, бытовых услуг и т.д.) для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики области (оказание полного комплекса профориентационных услуг);

3) проведение ежегодного областного конкурса «Предприниматель Саратовской губернии»;

4) создание «бизнес-инкубатора» для вновь созданных или работающих не более одного года малых предприятий;

5) организация информационной работы с субъектами малого предпринимательства;

6) компенсация учреждениям профессионального образования стоимости обучения кадрового состава для субъектов малого предпринимательства.

Основными региональными нормативными актами, регламентирующими деятельность субъектов малого предпринимательства и их государственную поддержку, до 2002 года являлись Федеральные законы «О поддержке малого предпринимательства», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»; постановления органов исполнительной власти о реализации программ поддержки малого предпринимательства; различные акты, на основе которых создаются фонды поддержки малого предпринимательства и принимается их устав; постановления, учреждающие органы исполнительной власти, на которые возлагается задача реализации государственной поддержки малого предпринимательства в регионе[12].  Однако Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах признает утратившим силу законы Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и «О едином налоге на вмененный доход». Этим же Федеральным законом с 1 января 2003 года введен новый налоговый режим, установленный гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения»[13].

Действие Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российсклй Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством[14].

В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. В соответствии с этими требованиями налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании Книги учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 167н. Она считается регистром налогового учета.

Источник: nauka-pravo.com


Просмотров страницы: 1 165

Вы прочитали статью: Роль государства в развитии малого предпринимательства в России

Оставить комментарий

Комментарии к другим записям

Похожие записи :

.
Вопросы / комментарии
Статистики сайта
Яндекс.Метрика



Проверка тиц




Подписка на рассылку

Введите Ваш email:



цитатыКогда все остальные права попраны, право на восстание становится бесспорным.
-Томас Пейн-
.